Приход церкви святителя Николая Чудотворца - О Праздновании Масленницы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Новости

  • Первая литургия Преждеосвященных Даров в ИК-3 с.Пановка Пестречинского района РТ
  • 20 Март 2020
  •  

    В пятницу 20 марта после утренней проверки в ИК-з с.Пановка  была совершена божественная литургия Преждеосвященных Даров. Богослужение возглавил ответственный отдела по тюремному служению Казанской митрополии иерей Евгений Гаврилкин, ему сослужил окормляющий осужденных протоиерей Павел Кириллов и иеромонах Кирилл (Забавнов), проректор по воспитательной работе. На богослужении причастились 8  осужденных.

  •  
  • Освящение нашего храма владыкой Иннокентием, епископом Елабужским, викарием Казанской епархии
  • 23 Февраль 2020
  • По благословению митрополита Казанского и Татарстанского Феофана 23 февраля 2020 года произошло освящение нашего храма владыкой Иннокентием, епископом Елабужским, викарием Казанской епархии. Освящение храма происходило с освящения его главного престола в честь святителя Николая Чудотворца. На богослужении владыке сослужили настоятель Никольского храма протоиерей Павел Кириллов, настоятель Введенского Кизического мужского монастыря игумен Пимен (Ивентьев), настоятель храма преподобного Сергия Радонежского города Казани иерей Сергий Петров. Диаконский чин возглавил клирик храма праведного Иоанна Кронштадтского диакон Димитрий Вивчар.

    Богослужебные песнопения исполняли малый состав архиерейского хора под управлением Дениса Рогова и приходской женский хор.

    В конце богослужения было совершено награждение благодетелей нашего прихода Халилова Руслана Рафиковича медалью Казанской иконы Божией Матери 3 степени, а также за труды во славу Святой Церкви Данилову Сергею Александровичу и Тарханову Олегу Ильдусовичу архиерейские грамоты. После чего все гости были приглашены на праздничную трапезу.

    также см https://tatmitropolia.ru/newses/eparh_newses/kaznews/default.asp?id=72071

     http://pestrecy-rt.ru/news/obschestvo/v-sele-panovka-pestrechinskogo-rayona-proshlo-osvyashchenie-otrestavrirovannogo-nikolskogo-khrama

    http://pestrecy-rt.ru/photo/osvyashchenie-otrestavrirovannogo-nikolskogo-khrama

    https://www.youtube.com/watch?v=wwoHC8VLDUw


Православная библиотека
Каталог православных сайтов

О Праздновании Масленницы

О Праздновании Масленницы

Сырная седмица (Масленица, 7 дней перед Великим постом) В эту неделю уже не вкушаются мясные продукты, однако остальные скоромные продукты вкушать можно.

Название Масленица связано с дохристианскими языческими весенними празднованиями. Православная Церковь принимает общий праздничный настрой этих дней, а традиционные блины вполне соответствуют правилам вкушения пищи в Сырную седмицу. Все же следует иметь в виду, что многие масленичные традиции (напр. Сжигание чучела) и чрезмерное буйное веселье, никак не могут соответствовать нормам христианской жизни, и для верующего человека недопустимы. https://docs.wixstatic.com/ugd/b48266_2e71c68496d346d98a65c2eee0eaae1e.pdf

Сжигание чучела - это не христианский, а языческий обычай. Участвовать в языческих обычаях запрещено по канонам православия, конкретно о масленице в канонах не сказано, потому что они были написаны раньше, чем православие появилось на Руси, поэтому нужно понимать правила по смыслу.

65 правило 6 вселенского собора запрещает зажигать костры для совершения языческих обрядов, нарушающие его отлучаются от церкви: В новомесячия, возжигания некоторыми, пред своими лавками, или домами, костров, чрез кои, по некоторому старинному обычаю, безумно скачут, повелеваем отныне упразднить. Посему Если кто учинит что-либо таковое: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен. Ибо в четвертой книге Царств написано: и сотвори Манассия алтарь всей силе небесней на дву дворех дома Господня, и проводаше сыны своя чрез огонь, и вража и волхования творя, и сотворил чревовещателей, и волшебниц умножил, и умножил творить лукавое пред очами Господними,еже прогневлять Его.

Последующие языческим обычаям на 5 лет отлучаются от Причастия (24 правило Анкирского собора): Волхвующие, и последующие языческим обычаям, или вводящие неких в домы свои, ради изыскания волшебств, или и ради очищения, да подвергаются правилу пятилетняго покаяния, по степеням установленным: три лета припадания, и два лета молитвы без приобщения святых тайн.

83-е правила святителя Василия Великого: Волхвующие и последующие обычаям языческим, или вводящие неких в домы свои, ради изыскания чародейств и ради очищения, да подлежат правилу шестилетия: лето да будут плачущими, лето слушающими, три лета припадающими, и едино да стоят с верными, и тако да приимутся.

Таким образом, можно с уверенностью сделать один-единственный вывод:

«…Религиозный компромисс между христианством и язычеством, в какие бы одежды оно не рядилось, невозможен в принципе, в противном случае христиане просто перестанут быть самими собой. Да, ранняя Церковь с радостью принимала те "семена истины" (св. Иустин Философ), которые были рассеяны в дохристианском язычестве. Она не отвергала искренний религиозный поиск в еще не просвещенном евангельским светом мире, поиск, который увенчивался обретением Христа… Но Церковь анафематствует любые оккультно-языческие блуждания в новозаветную эпоху. Теперь это не поиск Истины, но уход от нее…» Алексей Зайцев. Христианство и неоязычество: возможен ли компромисс? // Эл. ресурс: http://hramnagorke.ru/gloss/70/962/.

Сырная седмица, – учит святой Тихон Задонский, – есть преддверие и начало поста. А потому истинным чадам Церкви следует в Сырную седмицу поступать во всем гораздо воздержанее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно.

Конечно, остается  только сожалеть о том, что некоторые околоцерковные люди, считающие себя православными христианами, превращают это время в разгулье, что никоим образом не присуще верующим. Так, например, зачастую масленичная неделя сопровождается обильным излиянием спиртного, языческими игрищами (т. е. такими действиями, в которые люди вкладывают некий мистический антихристианский смысл), обрядом сжигания Масленицы (чучела или снопа соломы). Безусловно, все это ранит сердце христианина и наводит на грустные размышления по поводу благочестия нашего народа. «Язычество в православной обертке…» // Эл. ресурс:  http://pravlife.org/node/2876

С другой стороны, не думаю, что кто-нибудь из священноначалия будет запрещать христианам в это время кушать блины и веселиться. Вот чего точно не нужно делать, так это грешить: упиваться, объедаться и участвовать в откровенных языческих действах, таких как, например, сжигание чучела. Да и участие в других масленичных забавах не стоит наполнять языческим смыслом. Лучше поблагодарить Господа за то, что мы живем мирно, что сыты и одеты, за то, что можем радоваться жизни, не забывая о том, что впереди Великий пост и Пасха Христова! https://pravlife.org/ru/content/kak-hristianinu-prazdnovat-maslenicu

Сожжение Масленицы — не просто игра. Чучело символизирует зиму, и жгут его именно ритуально, даже если не относятся к этому ритуалу всерьез. К тому же, ритуал этот, в том числе и в шуточном виде, совсем не добрый: зиму убивают. Стоит вспомнить, что образ зимы смыкается с другим сказочным образом — Снегурочкой. Сказка о растаявшей по весне Снегурочке — грустная, это знает каждый ребенок. Вот и не стоит воспитывать в себе и детях двойную мораль: тут грустно, а тут по тому же поводу весело. В языческие ритуалы не следует даже играть — участвовать в сожжении Масленицы нельзя. http://arh-eparhia.ru/publications/20721/ 

Епископ Острогожский Андрей, викарий Воронежской епархии «…очень просим не разжигать костры и не сжигать чучело. Что касается блинов, то, пожалуйста, пеките их, ходите друг к другу в гости, посещайте нуждающихся, делитесь от своих щедрот. Правда, все это делайте не только на Масленицу, но и в другое время года». https://www.vrn.kp.ru/daily/25840/2812440/   

Участие христианина в языческих обрядах недопустимо. В первую очередь это касается сжигания чучела зимы – забытого, трансформировавшегося со временем, но всё же языческого действа. Православные могут сходить не общегородские масленичные  мероприятия, но когда дело доходит до сжигания чучела, категорически нельзя приветствовать это и тем более водить вокруг хороводы. http://www.visitsmolensk.ru/all_articles/events/kak-pravilno-prazdnovat-maslenicu-pravoslavnym-v-smolenske/  руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ протоиерей Валерий Рябоконь.

В том, как мы едим блины, нет никакого языческого обряда. Ведь мы печем их не потому что это — символ солнца, а потому что это хорошая благочестивая русская традиция, вполне соответствующая Масленой неделе. А сжигание чучела Масленицы — это совершенно конкретный ритуал, в котором никакого утилитарного смысла, вроде того, что можно наесться перед постом, нет, а есть только языческие корни. Поэтому я категорически против того, чтобы христиане участвовали в этом языческом обряде. Как не называй его — «Проводы зимы», «Сжигание зимы», — все равно это будет языческий обряд. https://www.pravmir.ru/chuchelo-szhigat-ili-ne-szhigat/  Протоиерей Максим Первозванский

В какой-то степени кукла-чучело может восприниматься ребенком как модель человека. А у детей есть способность идентифицировать себя с какими-то персонажами, ощущать те или иные ситуации через призмы чего-то личного. Поэтому если ребенок будет реагировать как-то особенно эмоционально, может быть, расстроится или испугается, важно поговорить с ним, разобраться, что именно вызвало у него такие чувства, подумать, что происходит в его жизни в настоящий момент.

Вспомните, в книге и в фильме «Чучело» Ленка Бессольцева, увидев, что сжигают чучело, одетое в ее платье, бросилась в огонь — тушить, ей казалось, что хотят сжечь именно ее. И даже не в такой конкретной ситуации, как сжигание абстрактной Масленицы, ребенок может каким-то образом идентифицировать себя с происходящим. https://www.pravmir.ru/chuchelo-szhigat-ili-ne-szhigat/  Евгения Андреева, психолог, Научный сотрудник Института Психолого-Педагогических проблем детства РАО

Дохристианские времена прошли. Символический смысл сжигания чучела утерян. Остался нехороший, дурной фольклор, совсем не нужный человеку, живущему в христианскую эпоху. Екатерина Бурмистрова, семейный психолог

Радость в дни масленицы не должна иметь языческих мотивов. "Причина радости христианина в дни масленицы не в том, что заканчивается зима и наступает весна, а в размышлении о будущем торжестве Божией правды и любви на земле", - пояснил игумен Филипп. Отвечая на вопрос о блинах, он отметил, что, "может, в прошлом это блюдо и было связано с языческими обрядами, но христианство придало ему новый смысл". Поскольку в эти дни уже существует запрет на употребление мясных продуктов, блины стали просто традиционным символом праздничной пищи в "сырную неделю", как куличи и пасха в праздник Воскресения Христова. Обряд же сжигания чучела зимы, по словам священника, является языческим и не приветствуется Церковью. http://ruskline.ru/news_rl/2010/02/9/igumen_filipp_ryabyh_maslenica_hristianskoe_ponyatie/ Игумен Филипп (Рябых)

Особый смысл масленицы в совсем еще недавние времена, когда не было ни телефонов, ни электронной почты, был в том, чтобы люди в течение недели, предшествующей Прощеному воскресенью и Великому посту, успели съездить и сходить к своим близким и дальним знакомым и родным, попросить друг у друга прощения. А примирившись, испросив прощения, как не сесть за пир? Ведь совсем недавно все слышали в храме евангельское чтение о Закхее, который, покаявшись, от всей души устроил угощение для Спасителя и для своих друзей. Или притчу о блудном сыне, о счастье примирения и прощения: «… приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» (Лк. 15: 23). Только вместо теленка у нас на мясопустной неделе – блины. https://pravoslavie.ru/44978.html Архимандрит Тихон (Шевкунов)

В провождении масленичной недели – то есть недели перед постом – важно различать два плана: один – языческий, который был актуален на Руси давным-давно, до принятия христианства, когда вся жизнь человека строилась на основе языческих представлений. В этом смысле масленичная неделя – так называемые проводы зимы, которые включают в себя множество языческих обрядов, один из которых – сжигание чучела масленицы – символа зимы и ритуального объекта, который воплощает собой все плохое, что случилось в прошлом году. Сжигание масленицы – это прямое и реальное участие в языческих обрядах, никакой игры и «понарошку» тут нет.

А об участии в языческих обрядах, думаю, вам и без моего ответа ясно, что для христианина это недопустимо. И если именно об этих обрядах вы спрашиваете, говоря о праздновании «по всем правилам», то, естественно, этого нельзя делать категорически. Другой план – то, что со времен принятия христианства та неделя, которая прежде была посвящена обрядам проводов зимы и встречи весны, по церковному календарю является последней из трех подготовительных недель перед Великим постом – временем серьезной внутренней работы над собой. Это особый период в жизни христианина, смена ритма богослужебной и молитвенной жизни, и к этому тоже надо как-то подойти и подготовиться, чтобы эта смена произошла с пользой для души. Для этого и существуют подготовительные недели. Третья из них, масленица, – неделя, в которую мы уже не едим мяса, но зато можно есть молочные продукты и печь традиционные для этой недели блины – угощение, сделанное как раз на основе молочных продуктов и без мяса. https://foma.ru/chuchelo-masleniczyi.html протоиерею Андрею Ефанову

«Масленицу можно отмечать — это по православному календарю. Просто не надо участвовать в сжигании чучела, а важно всех навестить на неделе, заранее отметить все праздники и дни рождения. И главный смысл — со всеми помириться перед Великим постом, который начнётся 19 февраля до Пасхи 8 апреля», — написал на своей странице Вконтакте руководитель миссионерского отдела Андрей Лебедев. https://nabludatel.ru/news/82164-svjaschennik-maslenicu-nado-otmechat-po-pravoslavnomu-bez-szhiganija-chuchela.html


Назад к списку