О Праздновании Масленницы
О Праздновании Масленницы
Сырная седмица (Масленица, 7 дней перед Великим постом) В эту неделю уже не вкушаются мясные продукты, однако остальные скоромные продукты вкушать можно.
Название Масленица связано с дохристианскими языческими весенними празднованиями. Православная Церковь принимает общий праздничный настрой этих дней, а традиционные блины вполне соответствуют правилам вкушения пищи в Сырную седмицу. Все же следует иметь в виду, что многие масленичные традиции (напр. Сжигание чучела) и чрезмерное буйное веселье, никак не могут соответствовать нормам христианской жизни, и для верующего человека недопустимы. https://docs.wixstatic.com/ugd/b48266_2e71c68496d346d98a65c2eee0eaae1e.pdf
Сжигание чучела - это не христианский, а языческий обычай. Участвовать в языческих обычаях запрещено по канонам православия, конкретно о масленице в канонах не сказано, потому что они были написаны раньше, чем православие появилось на Руси, поэтому нужно понимать правила по смыслу.
65 правило 6 вселенского собора запрещает зажигать костры для совершения языческих обрядов, нарушающие его отлучаются от церкви: В новомесячия, возжигания некоторыми, пред своими лавками, или домами, костров, чрез кои, по некоторому старинному обычаю, безумно скачут, повелеваем отныне упразднить. Посему Если кто учинит что-либо таковое: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен. Ибо в четвертой книге Царств написано: и сотвори Манассия алтарь всей силе небесней на дву дворех дома Господня, и проводаше сыны своя чрез огонь, и вража и волхования творя, и сотворил чревовещателей, и волшебниц умножил, и умножил творить лукавое пред очами Господними,еже прогневлять Его.
Последующие языческим обычаям на 5 лет отлучаются от Причастия (24 правило Анкирского собора): Волхвующие, и последующие языческим обычаям, или вводящие неких в домы свои, ради изыскания волшебств, или и ради очищения, да подвергаются правилу пятилетняго покаяния, по степеням установленным: три лета припадания, и два лета молитвы без приобщения святых тайн.
83-е правила святителя Василия Великого: Волхвующие и последующие обычаям языческим, или вводящие неких в домы свои, ради изыскания чародейств и ради очищения, да подлежат правилу шестилетия: лето да будут плачущими, лето слушающими, три лета припадающими, и едино да стоят с верными, и тако да приимутся.
Таким образом, можно с уверенностью сделать один-единственный вывод:
«…Религиозный компромисс между христианством и язычеством, в какие бы одежды оно не рядилось, невозможен в принципе, в противном случае христиане просто перестанут быть самими собой. Да, ранняя Церковь с радостью принимала те "семена истины" (св. Иустин Философ), которые были рассеяны в дохристианском язычестве. Она не отвергала искренний религиозный поиск в еще не просвещенном евангельским светом мире, поиск, который увенчивался обретением Христа… Но Церковь анафематствует любые оккультно-языческие блуждания в новозаветную эпоху. Теперь это не поиск Истины, но уход от нее…» Алексей Зайцев. Христианство и неоязычество: возможен ли компромисс? // Эл. ресурс: http://hramnagorke.ru/gloss/70/962/.
“Сырная седмица, – учит святой Тихон Задонский, – есть преддверие и начало поста. А потому истинным чадам Церкви следует в Сырную седмицу поступать во всем гораздо воздержанее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно.
Конечно, остается только сожалеть о том, что некоторые околоцерковные люди, считающие себя православными христианами, превращают это время в разгулье, что никоим образом не присуще верующим. Так, например, зачастую масленичная неделя сопровождается обильным излиянием спиртного, языческими игрищами (т. е. такими действиями, в которые люди вкладывают некий мистический антихристианский смысл), обрядом сжигания Масленицы (чучела или снопа соломы). Безусловно, все это ранит сердце христианина и наводит на грустные размышления по поводу благочестия нашего народа. «Язычество в православной обертке…» // Эл. ресурс: http://pravlife.org/node/2876
С другой стороны, не думаю, что кто-нибудь из священноначалия будет запрещать христианам в это время кушать блины и веселиться. Вот чего точно не нужно делать, так это грешить: упиваться, объедаться и участвовать в откровенных языческих действах, таких как, например, сжигание чучела. Да и участие в других масленичных забавах не стоит наполнять языческим смыслом. Лучше поблагодарить Господа за то, что мы живем мирно, что сыты и одеты, за то, что можем радоваться жизни, не забывая о том, что впереди Великий пост и Пасха Христова! https://pravlife.org/ru/content/kak-hristianinu-prazdnovat-maslenicu
Сожжение Масленицы — не просто игра. Чучело символизирует зиму, и жгут его именно ритуально, даже если не относятся к этому ритуалу всерьез. К тому же, ритуал этот, в том числе и в шуточном виде, совсем не добрый: зиму убивают. Стоит вспомнить, что образ зимы смыкается с другим сказочным образом — Снегурочкой. Сказка о растаявшей по весне Снегурочке — грустная, это знает каждый ребенок. Вот и не стоит воспитывать в себе и детях двойную мораль: тут грустно, а тут по тому же поводу весело. В языческие ритуалы не следует даже играть — участвовать в сожжении Масленицы нельзя. http://arh-eparhia.ru/publications/20721/
Епископ Острогожский Андрей, викарий Воронежской епархии «…очень просим не разжигать костры и не сжигать чучело. Что касается блинов, то, пожалуйста, пеките их, ходите друг к другу в гости, посещайте нуждающихся, делитесь от своих щедрот. Правда, все это делайте не только на Масленицу, но и в другое время года». https://www.vrn.kp.ru/daily/25840/2812440/
Участие христианина в языческих обрядах недопустимо. В первую очередь это касается сжигания чучела зимы – забытого, трансформировавшегося со временем, но всё же языческого действа. Православные могут сходить не общегородские масленичные мероприятия, но когда дело доходит до сжигания чучела, категорически нельзя приветствовать это и тем более водить вокруг хороводы. http://www.visitsmolensk.ru/all_articles/events/kak-pravilno-prazdnovat-maslenicu-pravoslavnym-v-smolenske/ руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ протоиерей Валерий Рябоконь.
В том, как мы едим блины, нет никакого языческого обряда. Ведь мы печем их не потому что это — символ солнца, а потому что это хорошая благочестивая русская традиция, вполне соответствующая Масленой неделе. А сжигание чучела Масленицы — это совершенно конкретный ритуал, в котором никакого утилитарного смысла, вроде того, что можно наесться перед постом, нет, а есть только языческие корни. Поэтому я категорически против того, чтобы христиане участвовали в этом языческом обряде. Как не называй его — «Проводы зимы», «Сжигание зимы», — все равно это будет языческий обряд. https://www.pravmir.ru/chuchelo-szhigat-ili-ne-szhigat/ Протоиерей Максим Первозванский
В какой-то степени кукла-чучело может восприниматься ребенком как модель человека. А у детей есть способность идентифицировать себя с какими-то персонажами, ощущать те или иные ситуации через призмы чего-то личного. Поэтому если ребенок будет реагировать как-то особенно эмоционально, может быть, расстроится или испугается, важно поговорить с ним, разобраться, что именно вызвало у него такие чувства, подумать, что происходит в его жизни в настоящий момент.
Вспомните, в книге и в фильме «Чучело» Ленка Бессольцева, увидев, что сжигают чучело, одетое в ее платье, бросилась в огонь — тушить, ей казалось, что хотят сжечь именно ее. И даже не в такой конкретной ситуации, как сжигание абстрактной Масленицы, ребенок может каким-то образом идентифицировать себя с происходящим. https://www.pravmir.ru/chuchelo-szhigat-ili-ne-szhigat/ Евгения Андреева, психолог, Научный сотрудник Института Психолого-Педагогических проблем детства РАО
Дохристианские времена прошли. Символический смысл сжигания чучела утерян. Остался нехороший, дурной фольклор, совсем не нужный человеку, живущему в христианскую эпоху. Екатерина Бурмистрова, семейный психолог
Радость в дни масленицы не должна иметь языческих мотивов. "Причина радости христианина в дни масленицы не в том, что заканчивается зима и наступает весна, а в размышлении о будущем торжестве Божией правды и любви на земле", - пояснил игумен Филипп. Отвечая на вопрос о блинах, он отметил, что, "может, в прошлом это блюдо и было связано с языческими обрядами, но христианство придало ему новый смысл". Поскольку в эти дни уже существует запрет на употребление мясных продуктов, блины стали просто традиционным символом праздничной пищи в "сырную неделю", как куличи и пасха в праздник Воскресения Христова. Обряд же сжигания чучела зимы, по словам священника, является языческим и не приветствуется Церковью. http://ruskline.ru/news_rl/2010/02/9/igumen_filipp_ryabyh_maslenica_hristianskoe_ponyatie/ Игумен Филипп (Рябых)
Особый смысл масленицы в совсем еще недавние времена, когда не было ни телефонов, ни электронной почты, был в том, чтобы люди в течение недели, предшествующей Прощеному воскресенью и Великому посту, успели съездить и сходить к своим близким и дальним знакомым и родным, попросить друг у друга прощения. А примирившись, испросив прощения, как не сесть за пир? Ведь совсем недавно все слышали в храме евангельское чтение о Закхее, который, покаявшись, от всей души устроил угощение для Спасителя и для своих друзей. Или притчу о блудном сыне, о счастье примирения и прощения: «… приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» (Лк. 15: 23). Только вместо теленка у нас на мясопустной неделе – блины. https://pravoslavie.ru/44978.html Архимандрит Тихон (Шевкунов)
В провождении масленичной недели – то есть недели перед постом – важно различать два плана: один – языческий, который был актуален на Руси давным-давно, до принятия христианства, когда вся жизнь человека строилась на основе языческих представлений. В этом смысле масленичная неделя – так называемые проводы зимы, которые включают в себя множество языческих обрядов, один из которых – сжигание чучела масленицы – символа зимы и ритуального объекта, который воплощает собой все плохое, что случилось в прошлом году. Сжигание масленицы – это прямое и реальное участие в языческих обрядах, никакой игры и «понарошку» тут нет.
А об участии в языческих обрядах, думаю, вам и без моего ответа ясно, что для христианина это недопустимо. И если именно об этих обрядах вы спрашиваете, говоря о праздновании «по всем правилам», то, естественно, этого нельзя делать категорически. Другой план – то, что со времен принятия христианства та неделя, которая прежде была посвящена обрядам проводов зимы и встречи весны, по церковному календарю является последней из трех подготовительных недель перед Великим постом – временем серьезной внутренней работы над собой. Это особый период в жизни христианина, смена ритма богослужебной и молитвенной жизни, и к этому тоже надо как-то подойти и подготовиться, чтобы эта смена произошла с пользой для души. Для этого и существуют подготовительные недели. Третья из них, масленица, – неделя, в которую мы уже не едим мяса, но зато можно есть молочные продукты и печь традиционные для этой недели блины – угощение, сделанное как раз на основе молочных продуктов и без мяса. https://foma.ru/chuchelo-masleniczyi.html протоиерею Андрею Ефанову
«Масленицу можно отмечать — это по православному календарю. Просто не надо участвовать в сжигании чучела, а важно всех навестить на неделе, заранее отметить все праздники и дни рождения. И главный смысл — со всеми помириться перед Великим постом, который начнётся 19 февраля до Пасхи 8 апреля», — написал на своей странице Вконтакте руководитель миссионерского отдела Андрей Лебедев. https://nabludatel.ru/news/82164-svjaschennik-maslenicu-nado-otmechat-po-pravoslavnomu-bez-szhiganija-chuchela.html
Назад к списку