Три слова о смерти
О жизни после смерти
или что ожидает все человечество
(по учению православной церкви)
Все мы с вами дорогие братия и сестры, являемся временными странниками в этом земном поприще. И в не зависимости от нашей воли мы все равно постигнем таинство смерти. Но, что ждет нас после смерти тела? Для не верующих в Бога людей, смерть является трагедией всей жизни человека, потому что они полагали в это временное всю свою душу. Но Господь и по ныне говорит всему человечеству: «где сокровище ваше там и сердце ваше будет» (Мф.6:21).
Слово Божие говорит нам, что Бог не сотворил смерти: "Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть..." (Прем. 2, 23—24). Таким образом, с точки зрения христианской антропологии, смертность не есть существенное свойство человеческой природы, а лишь следствие грехопадения, когда произошло искажение природы человека, нарушившего заповедь Божию.
После телесной смерти каждого человека начинается жизнь внутреннего человека, т.е. души. Подобно как человек снимает одежду, так и происходит смерть, когда душа человека разлучается с телом.
По учению Церкви после смерти тела происходит частный суд над душой – насельницей тела. В чем же он заключается? Во-первых, приведения души к осознанию своего нравственного состояния. А также произнесения Богом решения о нахождении человека до второго пришествия Христова и всеобщего суда. Святая Церковь различает два разных состояния после частного суда: блаженство праведных и мучениях грешников. В Послания Восточных Патриархов (чл. 18, "О мздовоздаянии после частного суда") сказано: "Веруем, что души умерших блаженствуют или мучаются по делам своим. Разлучившись с телом, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби; впрочем не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения, ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно".
Как мы видим, мздовоздаяние после частного суда не есть окончательное, это лишь состояние предвкушения блаженства или мучения и, следовательно, возможно изменение участи тех, кто умер в покаянии, но не принес достойных плодов покаяния. Православная Церковь с древнейших времен верует, что Божественная Литургия, молитва, милостыня, различные подвиги, например посты, которые приносятся за усопших, "исхищают от уз ада их души" (Православное исповедание, чл. 64) и вспомоществует им в достижении блаженного воскресения (Пространный Катихизис, чл. 11). Посему, для нас живущих на земле верующих людей, долгом любви является ходатайство перед Богом за своих ближних, которое можно свести к трем основным направлением: 1) молитва за усопших (но, если мы сами еще не начали практику молитвы, личный опыт богообщения, молитва за свою грешную душу, то вряд ли мы можем полагать душу свою за другого); 2) дела милости в помин усопшего (т.е. совершение добродетели тем, кому помощь наша актуально необходима, а не так как обычно ради человекоугодия); 3) исправление своей жизни (Мф.7:21 «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного», также пример из притчи о богаче и Лазаре, т.е. жизнь по Заповедям Божиим, по Евангелию)
О возможности изменения загробной участи усопших, нас также убеждает то, что помимо частного суда будет еще и Суд всеобщий. Если бы состояние душ после смерти изменить было невозможно, то всеобщий Суд был бы излишним.
Перед всеобщим судом будет всеобщее воскресение мертвых, где все тела умерших людей, соединяясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны. Воскресение мертвых - это не создание новых тел и не духовное воскресение, а реальное воссоединение души со своим телом. Таким образом, то же самое лицо, которое некогда жило на земле, будет участником события воскресения. Воскресение не есть облечение души в новое тело, по существу это будет то же самое тело, каким человек обладал в этой жизни: "тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие" (1 Кор. 15, 53).
Все умершие воскреснут, а у тех, кто до времени Всеобщего Воскресения останется в живых, нынешние грубые тела мгновенно изменятся и станут духовными и бессмертными. "Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся..." (1 Кор. 15, 51-52).
Как мы уже сказали, до дня всеобщего воскресения, души праведных и души грешников не воспринимают тотчас по смерти полного блаженства или мучений, потому, что всецелое воздаяние по делам предопределено получить всему человеку по воскресении тела и Последнем Суде Божием. Апостол Павел говорит: «а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4,8). «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5,10).
На всеобщем суде в качестве подсудимых будут выступать люди и падшие ангелы. Сначала суд будет проходить над христианами, а затем над нехристианами и падшими ангелами. Предметом суда и основанием для осуждения будут: а) добрые и злые дела, «чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5,10); б) слова, ибо «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36-37); в) "помышления и намерения сердечные" (Евр. 4, 12), которые Господь обнаружит, осветив "скрытое во мраке" (1 Кор. 4, 5).
Суд будет производиться в соответствии с силами и дарованиями каждого «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 47-48)
Суд Христов нельзя мыслить вполне по аналогии с совершением человеческого суда, а следует понимать в смысле приведения подсудимого к осознанию своего действительного нравственного состояния.
После Воскресения мертвых и всеобщего Суда Христова будет Жизнь Будущего Века, которая будет состоять в вечном блаженстве праведников и в вечных мучениях грешников.
Блаженство праведников ожидается столь блаженной, что мы теперь сего блаженства и вообразить не можем, ибо "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2, 9). Источником такого блаженства будет особая близость ко Господу, непосредственное общение с Ним. Блаженство праведных будет иметь различные степени, по мере того, как кто здесь подвизался в вере, любви и добрых делах. "Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых..." (1Кор. 15, 41—42). "кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет" (2 Кор. 9, 6).
Неверующие и беззаконники будут преданы вечной смерти, или иначе сказать, вечному огню, вечному мучению, вместе с диаволом. Грешников также будут иметь свои степени: "Раб..., который знал волю господина своего, ... и не делал по воле его, бит будет много, а который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше" (Лк. 12, 47—48). Так строго будет с грешниками "не потому, чтобы Бог хотел их погибели", но потому, "что они не приняли любви истины для своего спасения" (2 Фее. 2, 10). Бог же "хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2, 4).
О суевериях или неправильном отношении к поминанию усопших.
Вера в приметы для христианина означает болезнь самой веры или отсутствие таковой, проявление ее нездоровья, симптомы того, что Бог заслонен какими-то душевными страхами, а страхи, эти порождения демонических энергий, всегда стремятся закрыть от нас близость Бога.
С православной точки зрения, смерть человека (верующего, церковного, разумеется) есть «успение», засыпание, отсюда и «усопший», уснувший. Смерть есть переход в мир иной, рождение в вечность. Наш усопший дорог нам (ведь он не исчез, не уничтожился, он уснул телом, а душой отправился в дальнюю дорогу, на встречу с Богом), ему очень нужны наши молитвы, церковные заупокойные службы, милостыни, добрые дела, творимые в его память.
Если человек вне Церкви, то отношение к смерти у него совершенно иное. Смерть для этого человека есть катастрофа, стихийное бедствие. А раз нет веры в вечность и в воскресенье, то есть панический страх перед смертью и всем, что с ней связано. Смерть для неверующих людей – это костлявая старуха с косой, пришедшая за своей добычей, и при этом не упускающая случая попугать живых своим хриплым смехом и огнём пустых глазниц. Что остаётся живым? Поскорее швырнуть ей в пасть её жертву и откупиться чем-нибудь («чем положено»), только бы не думать о её злобном оскале.
Когда же смерть всё-таки приходит, и в доме появляется покойник, то родственники начинают искать пути, как «правильно» проводить его в последний путь, которые зачастую происходят и имеют свое начало в первобытной магии и язычестве. Соседняя бабушка (которая «всё» знает и в церковь триста лет как ходит) объясняет, «как» и «в какой последовательности» надо действовать.
Сегодня можно наблюдать удивительное «раздвоение» обрядности на церковную и языческую. Подобное состояние сознание в психологии называется – шизофреническим, т.к. характерна утрата психического единства, расщепление и нарушение цельности психической деятельности. В основании всей совокупности народных обрядово-магических действий вокруг смерти, примет, суеверий, отношения к покойнику – лежит страх. Страх не по Богу имеет темную природу, коренящуюся в стихиях бессознательного; он подобен страху демонов. За примерами далеко ходить не надо: в случае болезни человек зайдет в церковь поставит свечу, но может и наведаться к «бабушке» или целителю; увидит черную кошку – сплюнет через плечо или постучит по дереву; он может молиться по православному молитвослову и следить за астрологическими прогнозами – подобных примеров «двоеверия» можно привести множество.
Важным моментом у таких людей считается вопрос после выноса покойника: от чего (от двери или от окна) «замывать» полы? Не знаете? Ладно, отвечу: полы, граждане, нужно замывать от грязи! Также, если покойник снится с просьбами, то люди понимают эти просьбы буквально: просит одеть – понимают, как отнести в церковь барахло какое-нибудь. Покушать просит – чая с батоном на канун принести и тому подобных примеров... Но почему же никто не хочет увидеть в этих просьбах призыв помолиться за усопшего, исправить свою жизнь, стать ближе к Богу, для того, чтобы молитвы за усопшего доходили поскорей? Почему все пытаются откупиться от покойника как от чужого или нечистого? Ответ прост: потому что нет веры в рай и ад, и нет любви к усопшему. В христианстве нет понимание ритуальной нечистоты мертвого тела. Умерший – не скверен, не ужасен, не нечист. Нечисты и ужасны только грехи, сквернящие душу, и особенно, если они не омыты посильным искренним раскаянием.
Возникает законный вопрос, если мы верим в жизнь за смертью, то нужны ли там венки, музыка, расческа, платок, деньги или вставные зубы, которые также упорно кладут в гроб? Или, все же, духовному необходимо духовное? То есть, молитва наша, милостыня и память, которую венком и памятником никак не заменишь и не отменишь.
Зачастую самые близкие родственники стараются сделать все, чтобы смерть застала больного врасплох. Они скрывают от него, что болезнь смертельна или опасна, они лгут, что он скоро поправиться, они тешат его несбыточными надеждами, они уверены, что даже намек о смерти отравит последние дни умирающего. Еще можно было бы понять, если бы это делали неверующие люди, для которых рождение – случайность, а смерть – неизбежность; но так поступают многие христиане, не понимая, что они становятся предателями спасения человека, духовными убийцами того, кого они любят.
Очень трудно отпевать людей, никогда не ходивших в храм. Ведь священник при этом должен читать разрешительную молитву, в которой есть такие слова: “Я прощаю и сие по духу чадо”, потому что почивший “исповедовал свои грехи вольные и невольные”, а человек и в церковь-то никогда не заходил, не исповедовался и не причащался! Таким образом, священник становится чтецом слов молитвы, которая не соответствует действительности.
И самое страшное, когда отпеваешь человека, а из родственников, как правило, одни женщины стоят. Мужская половина родственников и друзей стоит вне храма и того еще хуже ропщут о затянувшемся отпевании. Таким образом, складывается впечатление, что от покойника хотят быстрее избавиться и забыть, а о душе его и дела нет. Тогда какие мы родственники и друзья? если в проводах своего товарища в основе стоит скорее закопать и сесть за поминальный стол в ожидании очередного стакана водки. Самое удивительное, что даже ради любопытства или ради последней дани к телу усопшего не хотим понудить себя к часу молитвенного поминовения. Ответ, скорее всего вытекает один, чтобы не дать своей совести проснутся от затянувшего тяжкого сна безверия.
Так как тема суеверий довольно обширная и не заслуживает по своему демоническому характеру ее подробного описания, то ограничимся лишь теми суевериями, которые наиболее встречаются в среде невоцерковленных христиан.
Список наиболее встречающихся суеверий не приемлемых для христианина:
· обычай завешивания зеркал, когда в доме есть усопший;
· ставят стакан с водкой (для мужчины) или с водой (для женщины) и кусок хлеба (кладут ещё конфеты, печенье);
· табуретки, на которых стоял гроб, переворачивают ножками вверх, чтобы ушла "плохая энергия";
· класть в гроб деньги, вещи с личными предметами, которым пользовался усопший, продукты, а также бросать деньги в могилу;
· считать, что ближайшим родственникам умершего нельзя участвовать в перенесении гроба;
· считать, что нельзя смотреть из окна на похоронную процессию, а не то умрешь;
· подавать что-либо через гроб;
· на поминках ставить «для усопшего» рюмку водки или воды и хлеб;
· сохранять эту «поминальную рюмку» до сорокового дня;
· лить водку в могильный холм;
· произносить: «Да будет тебе земля пухом»;
· полы мыть во время нахождения покойника;
· верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы и т.д.;
· верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком;
· верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня или даже вообще вносить в дом;
· верить, что продуктами принесенными на канун питаются покойники;
· существует распространенное в народе суеверие, будто разрешительная молитва, вложенная в руку усопшего, является непреложным пропуском в Царствие Небесное. В действительности молитва вкладывается в руку в знак наглядного удостоверения ближних в прощении грехов умершего и его примирения с Церковью.
Можно привести множество других примет и суеверий, связанных со смертью и погребением. В любом поселении существуют свои своеобразные традиции погребения, передаваемые от поколения к поколению. В основном пожилые женщины считают себя знающими и просвещенными в этих традициях и берут на себя право во время похорон следить за их соблюдением, зачастую не только игнорируя благословение священника, но откровенно и прилюдно насмехаясь над ним. Они совершенно не понимают, а бывает, и наоборот, умышленно ставят себя выше учения Церкви и святых отцов.
К сожалению, многие поминки превращаются для родственников лишь в повод собраться вместе, обсудить последние новости, вкусно поесть, забывая, что православные христиане за поминальной трапезой должны молиться за своих братьев по вере. Или, например, считают поминками не получившимися, если не пригласить бабушек, тем самым возлагая на них достоинство и право как неким жрицам или оракулам.
Особенно видишь массу непонимания относительно поминок, человек старается сделать «как положено», но когда говоришь человеку суть и значение поминок, то видишь действие совершено противоположное. Нет бы совершить действие, которое принесет истинную пользу усопшему в его загробной участи, как например, придти в церковь в день поминания, помолится на панихиде, написать заказную записку, дать милостыню не имущим, нуждающимся в помин усопшего, а самое главное подумать об исправлении своей жизни, и о том, что ожидает после нее и нас.
Однако, чтобы понять эти простые вещи, надо не так уж и много. Надо, во-первых, быть человеком верующим, для которого все в этом мире происходит по воле или попущению Божию. Во-вторых, вера твоя должна быть еще и правильной, послушной учению Церкви Христовой, а не многочисленным «всезнающим» бабушкам, которые хоть и придут первыми на "помощь" растерявшимся от внезапно навалившегося горя людям, но принесут при этом гораздо больше проблем, чем их решений.
Древние язычники, совершая тризны, всё-таки были последовательней наших современников: по крайней мере, они чётко знали, зачем они совершают тот или иной обряд, всё имело символический смысл. Современные «православные язычники» отличаются крайним скудоумием, когда возникает этот простой, казалось бы вопрос.
Много священников знают об этих суевериях, но, к сожалению не желая вступать в конфронтацию с родственниками усопшего, молча соглашаются с творимыми суеверными и языческими действиями. Но тогда ведь наш народ так и останется во тьме невежества и около церковный пониманий тех или иных действий, да и отношение к церкви останется лишь как поход в магазин или в салон ритуальных услуг. Поэтому, очень важно, чтобы все мы как священники, так и укрепленные в православной вере христиане показывали истинное значение тех или иных религиозных действий, и так сами поступали, ибо только тогда есть надежда, что вера у нашего народа будет православной, а не «бабушкиной».
Как правильно поминать усопших
"Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага", - пишет святитель Иоанн Златоуст.
Молитва за усопших и добрые дела - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
Вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем сесть за поминальный стол, следует прийти в храм к началу службы, подать записку и заказать панихиду с именем усопшего для поминовения в алтаре (заказная записка говорит о том, что будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, которую опустят в Чашу со Святыми Дарами). И после литургии нужно остаться на панихиду которую вы заказали, ибо на ней желательно присутствие самих молящихся родственников.
Если же в день поминовения вашего родственника нет службы в Церкви, то нужно заранее договориться со священником о дне и часе молитвы.
В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставльшихся православных христиан. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни - вселенскими родительскими субботами. Время таких дней можно узнать из расписаний богослужения, которые вывешиваются у нас при входе в храм.
Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин, а также ежедневно в частных молитвах самими родственниками.
Нужно помнить, что до второго пришествия и всеобщего (страшного) суда Христова мы можем помочь в загробной участи своим усопшим. При условии, если мы по любви к своим усопшим ближним будем ходатайствовать пред Богом в своих молитвах, делами милосердия и конечно же исправлением своей жизни в Боге. Очень полезно в памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню кому это актуально необходимо.
Ведь главный смысл поминовение усопшего состоит не в поминальном столе, а в духовном как мы сказали выше действии. Ибо даже, если не будет поминальной трапезы, но родственники совершать молитву, дела милосердия и направят свою жизнь к вечному, то это будет высшей помощью как усопшим, так и нам живущим. А, если наоборот, то это будет просто обед в честь усопшего, но ведь душе усопшего нужно не съеденный блин и т.п., а истинное христианское поминовение, которое состоит из вышесказанных дел. Сама история поминальных трапез у христиан состояла в том, чтобы в день памяти того человека ради которого устраивали поминальную трапезу, накормить нуждающихся: нищих, убогих, сирот и т.п. ради Христа, тем самым надеясь на милосердия Божия за душу поминавшегося.
Поэтому, дорогие братия и сестры, если мы говорим, что любим своих родственников и усопших ближних, то подтвердим это своими делами любви, которые святая Церковь нам предлагает. Конечно, это возможно потребует больших внутренних сил, но это единственный верный путь помочь нашим усопшим и себе в вечности.
Нам же Господи помоги прожить эту жизнь так,, чтобы после смерти быть со всеми праведными во Царствии Твоем.. Аминь.
font-size:14.0pt;line-height: 115%;font-family:
span style=
Назад к списку