Приход церкви святителя Николая Чудотворца - -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Готовящемуся к Таинству Елеосвящения или Соборования

 

Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

Христом была дана заповедь: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте» (Мф.10,8) .

Апостолы, получив власть от Иисуса Христа "многих больных мазали маслом и исцеляли" (Мк. 6, 13).

Апостолы передали это таинство священнослужителям Церкви, это видно из последующих слов апостола Иакова: "Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5, 14-15)

В чем же его суть? Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов.

Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Собороваться можно не только находясь в телесной немощи (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего мы нуждаемся в исцелении духовном, в очищении своих неосознанных грехов.

 Освященный благодатью елей дает больному силу бороться с болезнью, менее чувствовать телесные страдания и сохранять покой души. Вот почему с верой и благоговением принимающие Елеосвящение, даже и тогда, когда состояние их безнадежно, чувствуют некоторое успокоение в душе и телесные облегчение. Благодать действует через освященный елей на болящее тело, но действие это обнаруживается по смотрению Божию не во всех одинаково. Елеосвящение может не принести пользы болящему из-за неверия и недостоинства его. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Нельзя понимать это таинство как нечто, обязательно дающее выздоровление. Хотя тело и не всегда получает исцеление, но прощение грехов всегда даруется душе истинно кающегося. Поэтому исцеление от болезни, возращение к жизни умирающего человека нельзя назвать необходимым и безусловным следствием Таинства.

В христианстве же болезнь рассматривается как более «нормальное», более «естественное» состояние человека, чем здоровье, ибо в этом смертном мире страдания, скорбь и болезнь – обычные условия жизни. Здоровье и исцеление с религиозной точки зрения рассматриваются как милость Божия.

Подлинное исцеление человека, по взгляду Церкви, состоит не только в восстановлении его физического здоровья, но и в изменении его восприятия болезни, страданий и смерти в спасительным осознанием своего креста. Если мученики радостно принимали пытки и мучения, видя в них участие в страданиях Христовых, то таким же мученичеством, свидетельством могут и должны стать для христианина его болезни и страдания.

Под болезнью разумеется не только телесные недуги, но и душевные – уныние, отчаяние, тяжесть от греховной страстей или нераскаянных грехов, не осознаваемых человеком и т.п. Святые отцы говорят о соборовании как Таинстве исцеления в грехах своих, являющихся источником всех болезней – телесных и душевных. Поэтому перед совершением Елеосвящения обязательно требуется исповедь.

Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток не православного восприятия таинства как “последнего помазания” (взятое с католической церкви) – что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Следует  также не забывать отношение Св.Отцов к болезни, которые говорили «что здоровье это дар, а болезнь дар бесценный»!

Что нужно знать идя на соборование.

1.Перед соборование необходимо исповедоваться

2. Бумажные носовые платки или салфетки, чтобы ими протирать избытки елея (после сжигаются)

3.Одежду верхнюю с открытой шеей для того чтоб помазать верхнюю часть груди

4.Маленькую баночку или сосудик для того, чтобы забрать елей домой для помазывания

5. По возможности перед соборованием принести в церковь елей (оливковое масло) и вино кагор.


РS

К сведению православного христианина!

 

Над кем совершается или не совершается таинство Елеосвящения

·        Преподается только православным посему не могут собороваться иноверцы, инославные, вероотступники (Не допускаются без присоединения к Св.Церкви по установленным чиноположениям, верующие и крещеные во имя Христово, но принадлежащие к инославным Церквам, исповеданиям, ересям, расколам, сектам.

·        Не преподается исключенным из церковного общения, ожесточенные и нераскаянные грешники.

·        Не преподается исполняющим епитимью и временно отстраненные от Таинств Церкви, искл. угроза смерти)

·        Преподается страдающим душевными расстройствами, но не тогда когда находится в помешательстве, не преподается больным находящимся в сумасшествии.

·        Не преподается в болезни, навлекаемой по собственной злой воле: членовредительство, отравление, покушение на самоубийство, ранения, полученные в драках и иных преступных действиях и т.д. искл. Угроза смерти. Больные этого рода низводятся по правилам Св.Церкви в разряд кающихся и потому не могут прибегать к Таинству Елеосвящения впредь до раскаяния и разрешения от церковной епитимии или до принятия при случае смертной опасности.

·        Не совершается над младенцами до семи лет.

·        Не совершается над находящимися в бессознательном состоянии, (т.к. при отсутствии субъективного участия и психической способности лица к восприятию благодати, Таинство не будет действенно, а значит, и не подаст благодатную помощь)

·        Не совершается в частных или временных явлениях бессознательности (во время сна, в припадках эпилепсии, в летаршии и т.п.)

·        Не совершается над теми кто не желает принять его

·        Не совершается над умершими ( только лишь крестообразное возливание над усопшим оставшегося после соборования елея с вином при погребении, если над ним было совершенно при жизни елеосвящение)

·        Священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой


Назад к списку